flitched9000 (flitched9000) wrote,
flitched9000
flitched9000

  • Mood:
  • Music:

Какбе Royal таки Navy, Inc.

Оригинал взят у george_rooke в «Royal Navy, LTD» - 3

Что максимально важно для изучения деятельности какой-нибудь корпорации? Прежде всего – бумаги. Документация, архивы, ордера, приказы, внутренняя переписка и так далее. То, что мы презрительно зовем бюрократией. Именно бумажную бюрократию и ввел в Королевском Флоте в 1660-х новый государственный секретарь по флоту Сэмьюэл Пипс. Это не значит, что бумаг по флоту ранее не существовало, они просто были не структурированы. С эпохи Пипса накладная или чертеж обязательно идут в архив Адмиралтейства. И в том числе именно поэтому мы начинаем наш обзор с 1660-х годов, ибо без документов придется строить догадки о том, как, что и почему было.

Бюрократия – великое дело. Но сейчас не об этом. Мы говорили о регулировании численного состава кораблей. Теперь давайте поговорим об экипажах. Ведь основные выплаты морского департамента – это зарплаты экипажей.

В 1668 году Пипс начинает публиковать ежегодный Морской Лист - Navy List (он же Naval Register), по сути – табель учета офицеров и матросов флота. В этом ежегоднике публикуются данные о принятых на службу офицерах, об уволенных или ушедших по состоянию здоровья, о погибших, о состоящих на половинном жаловании (это уже чуть позже), в общем, вся статистическая информация по офицерскому корпусу. Так же присутствует информация о выговорах и награждениях, о продвижении по службе и разжалованиях, о прибавках к жалованию, штрафах и вычетах.

Вобщем это была не только табель учета личного состава от адмиралов до юнг, но и финансовый и биографический справочник. Морской Лист сделал траты на финансирование офицерского состава флота абсолютно прозрачными и понятными.

Позже в справочник были включены и все околофлотские службы – рабочие и клерки государственных верфей, морского департамента, почтовой морской службы и т.д. Теперь любой желающий мог иметь на руках полные данные по тратам Адмиралтейства на личный состав.

Если мы сложим траты на численный состав кораблей (о чем мы говорили в прошлом разделе) и численный состав экипажей и командования – мы вполне по годам можем получить общую структуру трат на флот. Причем структуру абсолютно прозрачную, и в случае, если мы парламентарии – структуру, которая поддается контролю. В чем была проблема флотов испанского короля Филиппа II, французского правителя Людовика XIV, русского царя Петра I и прочих флотских государей-строителей? Да полная непрозрачность трат для тех, кто эти деньги платит! То есть выделяются гигантские суммы, а – куда? А правильно ли? А можно ли их оптимизировать?

Ради сохранения истины все же отметим, что при абсолютной монархии (за исключение может быть Филиппа II), такой Морской Лист нужен был разве только самому монарху. В Англии же сложилась уникальная политическая система – там те, кто принимал решение о выделении денег, требовали и контроля использования этих денег.

Да, и еще одно предназначение Navy List. Этот ежегодник для самих моряков фиксировал порядок продвижения по службе и выслугу лет. Таким образом, споры о злоупотреблениях в пути по карьерной лестнице были практически исключены.

В 1683 году был создан Отдел Снабжения (Victualing Board), которым заведовали семь комиссионеров снабжения (Victualing Comissioners). Его задачей был контроль закупок и качества товаров, закупаемых для Королевского Флота. То есть этот отдел проводил тендеры на поставки в Royal Navy, назначал денежное обеспечение и отчитывался о тратах перед Советом Адмиралтейства и правительством.

Создание данной службы резко оздоровило обстановку на флоте. Напомним, что в 1658 году экипаж корабля «Мэйдстоун» восстал, возмущенный качеством провизии, поставленным экипажу, причем капитан корабля Томас Пенроуз отказался выдавать зачинщиков, не признавая никого из экипажа преступниками.

Отделу Снабжения предстояла еще очень большая работа, но к Наполеоновским войнам он в целом справился со своей задачей – по статистике лишь 1% поставленного с 1793 по 1815 годы провианта был не надлежащего качества.

Резюмируя – архивы, учет численного состава и снабжения экипажей медленно, но верно превращали Королевский Флот из псевдорегулярного военного формирования в полноценную государственную военную корпорацию. Уже в к1720-м годам Royal Navy был государством в государстве. В его состав входили не только корабли и экипажи, но и гигантский обслуживающий персонал, верфи, недвижимость, земли, запасы провианта и запчастей. Это была разветвленная структура, занимающаяся не только собственно военными делами, но и снабжением, закупками, разработками, НИОКР, строительством, приобретением товаров, земель, недвижимости и т.п.

{C}{C}

Tags: economics, firm, war economy, добрым молодцам урок, мелкобританцы, чему не учат в школе
Subscribe

promo flitched9000 april 27, 2013 20:19 5
Buy for 10 tokens
ПредуведомлениеLibero™: цените каждое обкакивание! Moment™: цените каждый момент! Напоминание «Я смотрю на себя, как на ребёнка, который, играя на морском берегу, нашел несколько камешков поглаже и раковин попестрее, чем удавалось другим, в то время как неизмеримый океан истины…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments