flitched9000 (flitched9000) wrote,
flitched9000
flitched9000

  • Mood:
  • Music:

15 января 1945

В городе БУДАПЕШТЕ наши войска, продолжая бои по уничтожению окружённой немецко-венгерской группировки, овладели военным госпиталем № 2, сапёрными и железнодорожными казармами, военно-продовольственными складами, товарной станцией, западным вокзалом, городским театром Вароши.
***
Перед началом наступления 15 января 1945 г. (Heeres-Sturmartillerie-Brigade 303) имела в своем составе 25 StuG III, (schwere Heeres-Panzer-Abteilung 509) насчитывал 45 Pz.Kpfv. VI Ausf.В «Королевский Тигр» и 8 Flakpz IV.

15 января части Красной Армии смогли взять западный вокзал. К югу от него они смогли продвинуться до восточных кварталов у площади Кальвина [Кальмана?]. Через канализацию группы красноармейцев смогли проникнуть в здание национального музея. В направлении музея тут же направились семь из восьми самоходных орудий у гостиницы «Астория». Они дали несколько залпов, после чего советские солдаты были вынуждены отступить. Остатки 22-й кавдивизии СС удерживали улицы Лоньай и Метьюша. На улице Ракос советские войска опять выгнали из подвалов гражданских лиц и принудили их выкрикивать призывы к сдаче.

Тем временем на углу улиц Ригё и Йозефа красноармейцы атаковали командный пункт боевой группы «Морлин». Венгерские солдаты, находившиеся на посту, поначалу приняли приближающуюся группу за немцев. Лишь в упорном бою венграм удалось предотвратить дальнейшее продвижение красноармейцев. Но советские войска уже достигли Большого Кольца. Остаткам группы «Морлин» пришлось вырываться из окружения. Согласно донесениям 9-го гск СС «битва в разгромленном и разбомбленном центре Пешта продолжала бушевать с неослабевающей силой». Тогда красноармейцам уже удалось продвинуться на восток от площади Кальвина.

Немецкие и венгерские войска в течение ночи отошли с улицы Ракос к Большому Кольцу. Мост имени Миклоша Хорти (ныне мост Петёфи) был подорван немецкими саперами. В ходе ожесточённых боёв был полностью уничтожен 2-й университетский батальон, который был объединён с остатками 12-й резервной дивизии. У Кольца Иозефа советское наступление с трудом сдерживали последние солдаты из группы «Морлин» и подоспевшие им на помощь самоходные артиллерийские установки.

В вечерние часы полковник Шандор Андраш, командир 10-й пд, и начальник штаба дивизии Бела Ботонд собрали офицерское собрание в подвале здания Венгерского кредитного банка. В этом узком кругу они заявили, что немцы проиграли войну. На повестке дня был поставлен вопрос: как закончить боевые действия и установить контакт со стороной противника. После спора оба этих офицера направились на квартиру к командиру дивизии, которая располагалась на улице Ракос в доме 21.

В случае, если бы немецко-венгерская группировка потеряла контроль над Орлиной горой, положение защитников Будапешта стало бы незавидным: советская артиллерия смогла бы свободно обстреливать не только аэродром в Вермозо (Кровавый луг), но и Будайский замок; а вся западная часть венгерской столицы лежала как на ладони. Немецкое командование с самого начала понимало, что оборона горы не могла быть глубоко эшелонированной. Около 500 венгерских солдат из боевой группы «Беренд» занимали позиции в непосредственной близости от самой Орлиной горы. Их комендатура располагалась в здании монастыря Нотр-Дам де Сион, там, где когда-то располагался штаб армейского корпуса. Здание монастыря было укреплено специалистами Венгерского сейсмологического института. Боевую группу «Беренд» дополняли отряды венгерской жандармерии. Они же поддерживали постоянную радиосвязь как с командованием осаждённого «гарнизона», так и с армиями, которые пытались деблокировать Будапешт. К югу и к западу от горы располагались казармы им. Кароя-Кирая и Фаркашретерское кладбище. Их удерживала 8-я кавдивизия СС. Непосредственно за эсэсовцами располагалась немецкая зенитная батарея. Рядом с кладбищем вели бои ещё и венгерские зенитчики. Кроме этого, оборона данного участка была поручена нескольким венгерским штурмовым орудиям и истребителям танков — приземистым, хорошо вооруженным бронированным машинам.
12 января советский батальон все-таки смог прорвать с юго-запада оборону и занять вершину Орлиной горы, но на следующий день он был выбит. Однако к 15 января советские части отбросили защитников далеко от Орлиной горы.

Reports from Greg Silverman on “LU” and KGB meeting with Judith Coplon 15 January (Release 3)
More about the transit visa operation – KGB NY 15 January (Release 3)

1. Антонов 19.35—22.00
2. Маршал авиации Теддер 19.55—21.40
3. Генерал Балл 19.55—21.40
4. Генерал Дин 19.55—21.40
5. Генерал Арчер 19.55—21.40
6. Контр-адмирал Бэттс 19.55—21.40
7. Переводчик Бирс 19.55—21.40
8. Павлов 19.55—21.40
9. Молотов 21.50—00.30
10. Берия 23.30—00.30
11. Маленков 23.30—00.30
Последние вышли 00.30 16/1 45

7326 Постановление. О переселении колхозников в районы Карельского перешейка Ленинградской области

Инструкция о порядке и организации обеспечения аэродрома, с которого доставляются боевые грузы в войска (16-я ВА,15 января 1945 г.) Ф. 233, оп. 77406с, д. 21, лл. 83-85.
  «4. Порядок доставки горюче-смазочных материалов:
  а) руководитель полётов и командир батальона аэродромного обслуживания (комендатуры) совместно устанавливают на каждый день работы определённые места стоянок самолётов, куда и подвозится груз для погрузки (подвески) в самолёты;
  б) доставка горюче-смазочных материалов производится в железных бочках (180–200 литров) или парашютно-десантных баках (100, 120, 250 литров). Во всех случаях применяемая тара перед использованием должна быть тщательно проверена на предмет прочности и чистоты. Особое внимание должно быть обращено на герметичность входного отверстия (наличие пробок). Использование под парашютно-десантные баки возимой тары категорически запрещается;
  в) на каждую отправляемую одним самолётом порцию горюче-смазочных материалов представитель службы горюче-смазочных материалов устанавливает сортность горюче-смазочных материалов, оформляет паспорт установленной формы и по окончании загрузки самолёта вручает паспорт командиру корабля для вручения получателю груза.   Отправку горюче-смазочных материалов каждого сорта с данным паспортом производить партиями до его полной отправки с аэродрома.
  Примеры: отправляются Б-100 и Б-78, в таком случае Б-100 будет партия № 1, а Б-78 – № 2, соответственно этому будут паспорта № 1 и № 2. Заправщик бочек проставляет мелом на днище бочек номера партий.
  До полной отправки данного сорта горюче-смазочных материалов номера партий не меняются;
  г) по определении мест стоянок порожняя тара подвозится к стоянкам и выкладывается в ряд в нужном количестве, в зависимости от грузоподъёмности самолёта; во избежание простоя самолёта последующие ряды выкладываются друг другу в затылок и заполняются горюче-смазочными материалами. Количество выложенных рядов порожней тары и темпы её заполнения зависят от напряжения и времени полёта в оба конца;


  д) практическая возможность грузоподъемности самолёта:
  ЛИ-2 — 1600–1800 кг = 10–12 бочек
  По-2 — 200–250 кг =2 парашютно-десантных бака по 100 литров или 2 парашютно-десантных бака по 120 литров (только подвеска).
  При наличии хороших моторов ЛИ-2 может поднять 2 тонны; …»
Tags: history, russian question, war economy, былое и думы, чему не учат в школе, это Сталин виноват
Subscribe

Recent Posts from This Journal

promo flitched9000 апрель 27, 2013 20:19 5
Buy for 10 tokens
ПредуведомлениеLibero™: цените каждое обкакивание! Moment™: цените каждый момент! Напоминание «Я смотрю на себя, как на ребёнка, который, играя на морском берегу, нашел несколько камешков поглаже и раковин попестрее, чем удавалось другим, в то время как неизмеримый океан истины…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments